Краткая презентация ООП ДО

Краткая презентация ООП ДО

 

 

        

    Краткая презентация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 2 (ФГОС ДО, п.2.13)

 

 

1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа

 

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 2 «Солнышко» (далее МАДОУ №2) реализуется основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования (далее Программа).

            Срок реализации по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования предусматривается с 2 месяцев до 8 лет. По Уставу МАДОУ №2   - с 1,5 лет до прекращения образовательных отношений с переходом на другую ступень образования; присмотр и уход за воспитанниками с приоритетным осуществлением речевого развития.

В МАДОУ № 2 образовательная деятельность осуществляется   в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация основной  общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования.

В группе компенсирующей направленности осуществляется реализация основной  общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, адаптированных образовательных программ, составленных с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы общеразвивающей направленности посещают:

1-я группа раннего возраста – 20 детей

2-я группа раннего возраста – 35 детей

младшая группа – 38 ребенка

средняя группа – 44 ребенка.

Группы общеразвивающей направленности с осуществлением коррекционной помощи в условиях логопункта посещают:

старшая группа № 11 – 19 детей

подготовительная группа № 6 – 24 ребенка

подготовительная группа № 9 – 24 ребенка

       Всего в эти группы зачислено 44 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из них:

группа № 6 – 10 человек

группа № 8 – 1 человек

группа № 9 – 9 человек

группа № 11 – 12 человек

группа № 12 – 9 человек.

Группу компенсирующей направленности посещают 8 детей (из них 7 детей-инвалидов).

      Также дети-инвалиды интегрированы в группы общеразвивающей направленности № 4 (1 ребенок), № 12 (1 ребенок).

 

2. Используемые Примерные программы.

  1. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой– М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

  2. Цветные ладошки. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. И.А.Лыкова. Издательский дом «Карапуз», 2008.

  3. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей,  авт. Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.

  4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др., М: Просвещение, 2008.

  5. Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В.Нищева. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

  6. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития, авт. Л.Б.Баряева, Санкт-Петербург, 2010

  7. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет».– Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016.

 

3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

 

Значимыми для разработки и реализации Программы, построения индивидуальной траектории развития детей является   социально-педагогическая характеристика и социальный паспорт семей воспитанников, который составляется ежегодно на начало учебного года.

Критерии

2018-2019 уч.год

2019-2020 уч.год

2020-2021 уч.год

Всего семей

216

212

216

Всего родителей

406

396

404

Количество дошкольников

223

218

222

Количество дошкольников, воспитывающихся в полных семьях

183

169

176

Количество дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях

35

43

39

Количество семей, имеющих 1 ребенка

67

75

68

Количество семей, имеющих 2 ребенка

109

96

78

Количество дошкольников, воспитывающихся в многодетных семьях

39

44

54

Количество дошкольников из малообеспеченных семей

12

11

19

Количество опекаемых детей

1

1

1

Количество детей-инвалидов

7

7

5

Количество семей, состоящих на внутреннем учете

0

0

0

Количество семей, состоящих на  учете в ТКДН и ЗП

1

1

0

 

Особенности контингента родителей воспитанников

 

Возрастной уровень

Образовательный уровень

                                                 Социальный статус

До 30 лет

До 40 лет

После 40 лет

Среднее

Среднее спец.

Высшее

Служащие

Рабочие

Сфера обслуж-я

Врачи, педагоги

Предприни-матели

Безработные

82

261

   59

      38

   216

   136

        67

    235

     52

      49

       21

        47

 

 Участие родителей в образовательном процессе групп и ДОУ

 

Формы сотрудничества

Количество

%

Проектная деятельность

64

35

Участие в выставках

93

51

Участие в конкурсах разного уровня

43

24

Участие в спортивных мероприятиях

23

13

Участие родителей в исполнении ролей на праздниках

21

11

Участие в акциях разного уровня

92

51

Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы

98

54

Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды участка

91

50

Участие в государственно-общественном управлении

10

5

 

Оценка активности родителей в образовательном процессе своих групп и ДОУ

 

Показатели

Количество

%

Активные родители

77

43

Родители выполняют разовые поручения

96

53

Родители не активны, тяжело включаются

69

38

 

На основании характеристики семей воспитанников проектируется содержание работы по партнёрскому взаимодействию с родителями.

 

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

 

 В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние. 

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Одним из важных условий реализации Программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.

            В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие основные принципы:

·       - открытость дошкольного учреждения для родителей;

·         - создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;

·       -   сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

·       -   взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

·         - уважение и доброжелательность друг к другу;

·        -  дифференцированный подход к каждой семье;

·        -  равно ответственность родителей и педагогов.

На сегодняшний день в ДОУ  осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

- с семьями воспитанников:

- с  будущими родителями.

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи:

1)      приобщать родителей к участию  в жизни детского сада;

2)      формировать психолого-педагогические знания родителей, повышать педагогическую культуру родителей;

3)      оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и  укреплении их физического и психического здоровья,  в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;

4)       изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания;

5)      информационная поддержка родителей (законных представителей) о реализации Программы.

Планируемый результат: формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в жизнь детского сада, общественную деятельность; овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Виды взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников:

Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

·      ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, с анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

·      ознакомление родителей с содержанием работы образовательного учреждения, направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;

·      целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

·      обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Педагогический коллектив активно изучает формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. При составлении планов работы с родителями педагоги учитывают уровень педагогической культуры семей, социальный запрос родителей – интересы, нужды, потребности, пожелания через анкетирование.

 

Направления работы

Формы участия

Периодичность

сотрудничества

 проведение мониторинговых исследований

- анкетирование

-  социологические опросы

- «Родительская почта»

3-4 раза в год

по необходимости

 

создание условий

 

- участие в субботниках по благоустройству территории;

- помощь в создании предметно-развивающей среды;

- оказание помощи в ремонтных работах

2 раза в год

 

постоянно

 

ежегодно

управление ДОУ

- участие в работе попечительского совета,

- участие в работе Совета ДОУ;

- участие в педагогических советах

по плану

просветительская деятельность, направленная на  повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

- наглядная информация в родительских уголках;

- информация на сайте ДОУ;

- родительские собрания;

- выпуск журнала для родителей «У Солнышка в гостях»

- фото, видео- презентация деятельности ДОУ;

- консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;

- Дни открытых дверей;

- совместные праздники, развлечения, экскурсии, походы;

- участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах

- мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности;

- посещение семей на дому;

 

- «Умничка с пеленок» (для неорганизованных детей и их родителей)

1        раза в месяц

 

обновление постоянно

1 раз в квартал

1 раз в квартал

 

ежемесячно

 

по плану

 

2 раза в год

по плану

 

по плану

 

по плану

 

по необходимости

1            раза в месяц

1 раз в месяц

 

           В детском саду значительное место занимает  работа по соблюдению прав ребенка, в том числе и выявление неблагополучных семей. Данная работа включает:

- информирование педагогического коллектива о защите прав детей;

- информирование педагогов о содержании, формах и методах работы с семьями «группы риска»;

- проведение работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье;

- вовлечение родителей неблагополучных семей в работу детского сада, групп.

 

4. Реализация принципов и  подходов к формированию Программы

            При реализации Программы, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, руководствуемся следующими принципами:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

             Условия реализации Программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

              Для успешной реализации Программы в образовательном учреждении обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита детей от всех форм физического и психического насилия;

- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

               Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в МАДОУ №2 созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.

              В ДОУ проводится оценка индивидуального развития детей (педагогическая диагностика), результаты которой используются для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

              Для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в ДОУ созданы условия для социальной ситуации развития воспитанников:

- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к чувствам и потребностям;

- поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности (ребенок – субъект, активно участвует в выборе содержания своего образования);

- не директивная помощь и поддержка  детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития конкретного ребенка (зона ближайшего развития каждого ребенка);

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

Дата последнего обновления страницы 26.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»