Советы учителя-дефектолога
«Как заниматься с ребенком летом»
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Уважаемые родители!
Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать имеющиеся затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.
Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:
Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк. Проведите лето совместно с ребёнком с пользой!
Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом.
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь).
Надувать воздушные шарики.
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.
Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять.
Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки).
Собирать, перебирать ягоды.
Помогать взрослому полоть грядки.
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп).
Играть с глиной, мокрым песком.
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель).
В дождливые дни можно.
Собирать мозаики, конструкторы, паззлы.
Перебирать крупы.
Раскрашивать раскраски цветными карандашами.
Складывать простые игрушки из бумаги (оригами).
Вышивать (крупным крестиком).
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие).
Плести из бисера.
Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического).
Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты).
Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…).
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка.
Полоскать рот.
Жевать боковыми зубами.
Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные- если у ребёнка нет противопоказаний).
Лизать мороженое (если у ребёнка нет противопоказаний)
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи. Для детей старшего возраста, с сохранной речью.
- подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
- узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
- игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет);
- назвать слова с определённым слогом, звуком;
- составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
- игра «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
- «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
- переделать известную сказку;
- придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
- придумать продолжение сказки;
- «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
- рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
- игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка;
- «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.
- «Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово;
- Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
- что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
«Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка… «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.
Ориентировка в пространстве
Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).
Закрепление произносительных умений и навыков.
Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!
Чтение ОБЯЗАТЕЛЬНО!!
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.